Сухогруз застывший на берегу Кабардинки
В близи поселка Кабардинка, всего в 30 километрах от Геленджика Краснодарский край, находится уникальная достопримечательность с постапокалиптичным очарованием — сухогруз Rio, выброшенный на мель во время сильного шторма 12 декабря 2018 года. Огромное судно, словно застывшее во времени, стало символом непредсказуемости природы и слабости человеческой техники. Из-за своего легендарного статуса Рио попал на страницы сайтов, посвящённых происшествиям, и стал центром внимания для тех, кто ищет необычные места для посещения.
Сегодня Рио считается одним из главных туристических объектов Краснодарского края. Фото корабля, напоминающего сцены из фильмов о конце света, разлетелись по социальным сетям, что сделало его популярным у путешественников. Новые кадры с кораблем появляются в интернете регулярно, вдохновляя ещё больше людей на поездку к берегам Цемесской бухты. Кадры с этим местом стали буквально рекламой для туризма региона, а сам объект привлекает сотни туристов, желающих увидеть его вживую.
Несмотря на постапокалиптическую атмосферу, сухогруз выглядит относительно хорошо — его корпус, хотя и покрыт граффити, сохранился практически без значительных повреждений. Сейчас это место остаётся диким и небезопасным для посещения, но его загадочная атмосфера неизменно манит любителей необычного.
История сухогруза
Грузовое судно Рио было сконструировано японской судостроительной компанией Shikoku Dockyard Co., LTD в 1985 году в Японии и относится к категории Балкеров (навалочников) — судов, предназначенных для перевозки насыпных грузов, таких как уголь, зерно, руда и другие. Изначально корабль носил имя Super Venture и был приписан к Панаме. Это имя сохранилось на судовом колоколе (рынде) вместе с годом спуска на воду, так как по морской традиции рынду не меняют, даже после переименования судна. Название Rio стало седьмым именем в истории корабля.
На момент инцидента сухогруз принадлежал африканской стране Того (Тоголезская Республика) и следовал в один из терминалов Новороссийского порта. Однако его путь был прерван сильнейшим штормом, который достигал силы 8,5 балла. Непогода настигла судно в районе мыса Дооб, на юго-востоке Цемесской бухты. Команда попыталась закрепить судно якорями, а капитан вызывал помощь береговой службы Новороссийска, но стихия оказалась сильнее и те не смогли помочь судну. Волны высотой до 10 метров сорвали судно весом 16 тысяч тонн сухогруз с якорей, и одна из волн, семиметровой высотой , в итоге выбросила махину прямо на мель.
Несмотря на драматичность ситуации, экипаж из 21 человека, состоящий из уроженцев Сирии и Румынии, не пострадал. Однако в ходе разбирательств выяснилось, что страхового возмещения, предлагаемого страховой компанией, было недостаточно для проведения операции по снятию судна с мели. В результате судовладелец принял решение оставить балкер на берегу Черного моря. Члены экипажа, которые оставались на борту Рио до окончательного решения, впоследствии были отправлены на родину.
Интересно, что Цемесская бухта уже не в первый раз привлекает на себя внимание. Всего в двух милях от места, где Рио встретилось с природным характером, в августе 1986 года произошла одна из самых трагических катастроф в истории советского мореплавания — затонул печально известный круизный лайнер «Адмирал Нахимов». Помимо этого, в 2007 году, также в районе мыса Дооб, на мель село турецкое грузовое судно Ziya Koc. На протяжении последующих лет его постепенно разбирали на металлолом, и к 2019 году от гигантского корабля осталось лишь дно. Эти воды хранят память о множестве драматичных историй, подчеркивая непредсказуемость и силу морской стихии.
Судьба Рио стала одной из самых обсуждаемых морских историй на Черноморском побережье за последние годы, а выброшенный на берег сухогруз — символом мощи природы и хрупкости человеческой техники. Сегодня это место привлекает не только туристов, но и тех, кто интересуется историей мореплавания и его вызовами.
Балкер сегодня
Сухогруз Рио, стоящий на мели у побережья Кабардинки, впечатляет своими размерами. Его длина составляет 146 метров, что сопоставимо с 1,5 футбольными полями, а ширина достигает 23 метров. Высота судна напоминает пятиэтажный дом, а диаметр его гребного винта равен шести метрам. Несмотря на то, что судно выброшено на берег, оно осталось практически без значительных повреждений. Однако корпус постепенно покрывается граффити, добавляя ему атмосферу заброшенности.

Рио носом упирается в берег, а его корма частично уходит в море, создавая эффектный контраст между массивным кораблем и окружающим ландшафтом. Посетить судно можно как самостоятельно, так и в составе организованных экскурсий. Экскурсионные бюро и турфирмы активно предлагают платные туры на Рио, но законность их проведения вызывает серьёзные вопросы. Несмотря на это, подняться на борт сухогруза в любом случае обойдётся в определённую сумму. Если посещение организуется через турфирму или экскурсионное бюро, стоимость оказывается значительно выше из-за включения дополнительных услуг. Для тех, кто решается на самостоятельное посещение, оплата производится непосредственно на месте, и обойдётся дешевле.
По словам новых владельцев судна, средства, собранные за посещение, идут на поддержание танкера в нормальном состоянии: покупку бензина для электрогенератора, оплату работы обслуживающего персонала и содержание объекта. Круглосуточно на борту дежурит охрана, обеспечивая порядок и сохранность судна.
Предприимчивые торговцы однажды попытались организовать на территории сухогруза торговую точку. Без каких-либо документов они начали продавать товары, но власти быстро отреагировали, и уже 2 июля эту незаконную деятельность прекратили. Властями также напомнили, что возведение кафе и других объектов на территории лесного фонда строго запрещено. Несмотря на эти ограничения, интерес к Рио остаётся высоким, и это место привлекает множество туристов, желающих взглянуть на легендарный сухогруз своими глазами.
Однако фотографии и видеосъемка внутри строго запрещены. По слухам, этот запрет был введен после того, как известный YouTube-блогер Дима Масленников провел на судне ночь и опубликовал снятые материалы в своем аккаунте на канале YouTube . После этого многие кадры стали подпадать под ограничения авторских прав. Поэтому провести фотосессию на корабле не выйдет.
Само судно привлекает не только туристов, но и исследователей, которые приезжают, чтобы изучить этот необычный объект поближе. Во время экскурсии можно свободно ходить по палубе, осматривая её с разных сторон, а также заглянуть в машинные отделения, где до сих пор сохранились элементы оборудования, использовавшиеся моряками в их повседневной работе. Чтобы попасть в эти помещения, необходимо подняться по крутым металлическим лестницам с неустойчивыми поручнями, что добавляет посещению элемента приключения.
Внутри сухогруза остались рабочие инструменты, а также агрегаты, которые использовались экипажем для управления кораблем. Отдельное внимание привлекают каюты, где раньше жили моряки, и рубка, в которой находилось всё необходимое для управления судном. Гостям предоставляется возможность заглянуть в эти помещения и даже почувствовать себя на месте команды, которая покинула судно, оставив личные вещи и документы. Впрочем, почти все было вывезено, когда экипаж эвакуировали.
На флагштоке, установленном на палубе, до сих пор развивается флаг, создавая ощущение, что корабль всё ещё готов отправиться в плавание. На борту постоянно дежурят охранники, следящие за порядком, а также за состоянием этого легендарного судна. Тем не менее, посетителям нужно быть осторожными: спуститься в нижние отсеки бывает довольно сложно, так как лестницы крутые, а полы местами скользкие. Несмотря на это, прогулка по палубам и внутренним помещениям сухогруза обещает стать запоминающимся приключением, особенно для тех, кто интересуется морской историей.
На сегодняшний день обсуждаются два возможных сценария для Рио: либо его распилят на металлолом, как это произошло с судном Ziya Koc, либо восстановят и снова спустят на воду для дальнейшей эксплуатации, например, сдачи в аренду. Интересно, что к судну недавно проложили насыпную дорогу, способную выдерживать тяжелую спецтехнику, что может свидетельствовать о подготовке к началу технических работ. Каким будет будущее Рио, пока остается загадкой, но его история продолжает вызывать интерес как у туристов, так и у местных жителей.
Как добраться до сухогруза "Рио"
На общественном транспорте
Из Геленджика до остановки «Маяк» можно доехать на автобусе или маршрутке №31, которые отправляются от остановки «Центральный рынок». Дорога займет около 50 минут. После выхода на остановке «Маяк» необходимо пройти около 500 метров вправо — к лестнице кемпинга «Скала».
На автомобиле
Первый вариант: Если ехать от автостанции Кабардинки, следуйте в сторону улицы Мира. На развилке, рядом с памятником погибшим при кораблекрушении теплохода «Адмирал Нахимов», поверните направо, чтобы проехать к глэмпингу «Скала».
Второй вариант: Сверните налево на улицу Черноморскую. После этого дорога плавно повернет направо, и далее двигайтесь по проселочной дороге в сторону очистных сооружений. Оставить машину можно рядом с СНТ «Дооб».
Пешком
Пеший маршрут потребует удобной и прочной обуви, так как путь довольно долгий и местами сложный. Сначала нужно двигаться по дороге в сторону очистных сооружений. Пройдя их, дорога резко свернет влево, в сторону дачного поселка. После окончания поселка гравийная дорога уйдет вправо, где начнется постепенный спуск к реке. По мере приближения к берегу уклон станет круче. Последний участок пути проходит от места, где обычно останавливаются внедорожники, к спуску вниз. Этот участок требует особой осторожности, так как под ногами могут быть сыпучие мелкие камни. Преодолев спуск, вы окажетесь у сухогруза.
Рекомендации перед поездкой
Перед отправлением обязательно возьмите с собой воду, перекус, солнцезащитные средства и головной убор. Помните, что пляж, на котором находится Ри , является диким, поэтому здесь отсутствуют оборудованные зоны отдыха, такие как туалеты, кабинки для переодевания или спасательные службы и нет магазинов .