Самоуправление в лагере

В оздоровительном лагере основы самоуправления помогают детям вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, тем самым стимулирует социальную активность.

Детское самоуправление представляет собой форму организации жизнедеятельности, предоставляющую права на самостоятельное принятие решений и их реализацию, чтобы ребенок был не просто зрителем, а активным участником. Эта методика позволяет ребятам развивать навыки, принимать участие в различных аспектах жизни, что способствует самоутверждению, признанию и достижению успеха.

Самоуправления становится важным инструментом для решения двух взаимосвязанных задач, стоящих перед вожатым: развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной ответственности. 

Органы самоуправления в условиях временного детского коллектива в лагере представляют систему, которая охватывает различные аспекты жизни. Эта структура зависит от численности, целей, стоящих перед каждым органом, выполняющим определенные функции.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в достижении общих целей, активно участвовал в процессе принятия решений.

Организационное саморегулирование — подразумевает способность коллектива самостоятельно влиять на свою структуру, а также влиять на общий состав отряда, который является основным звеном самоуправления. Лучше не играть в самоуправление, а сделать его реальным соуправлением. Под самоуправлением в отряде подразумевается соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством воспитателей. Каждый отряд имеет руководителя из числа учителей школы или выпускников. Выборы актива лучше провести в конце второго дня смены. Вожатым, выбранным в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что им придется делать.  Помимо этого, с первых дней в отряде выбирают лидера. Для развития лидерских качеств у детей вожатый может заранее договориться с ребятами в отряде о соблюдении условия - отдавать предпочтение ребятам, кто не был еще в позиции командира и дважды на эту роль не выбирать. Это позволяет отряду стать гибким и оперативно реагировать на изменения, принимая необходимые меры для оптимизации своей работы. Также важна поддержка друг друга. Ребята учатся оценивать результаты работы, чтобы находить новые, более эффективные способы решения проблем. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение. Взаимная требовательность помогает поддерживать высокий уровень ответственности за выполнение коллективных решений, что укрепляет дисциплину. Важно, чтобы каждый знал, что происходит, и мог внести свой вклад в решение возникающих вопросов. Главное, чтобы структура была понятна детям, а их обязанности и функции — четко определены.

Этапы образования самоуправления 

В обязанности вожатого входит не только развитие у детей чувства ответственности и здорового соревновательного духа, но и обучение их инициативному подходу к решению общих задач. Самостоятельность у ребят не появляется сама по себе — она развивается благодаря специально организованным упражнениям и заданиям. Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

Первая стадия: Подготовка к самостоятельным действиям

На первой стадии выполняются все задачи по указаниям педагогов и под их пристальным наблюдением, например, утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю, выход за территорию и другие. Это самый ответственный этап работы вожатого, который требует особенно тщательной подготовки. Лучше поручения чередовать, чтобы ребята каждой группы в течение смены научились интересной самостоятельной организации своей повседневной жизни. Во время постоянной смены ролей и обязанностей растет самоконтроль и самодисциплина. 

Иногда объяснение отдельных заданий вожатого проводится с практической демонстрацией (например, правильной уборки кровати). Практическое выполнение задач всегда контролируется и комментируется вожатым. В младших отрядах важно уделять внимание даже мельчайшим деталям, помогать детям понять последовательность действий и разбирать каждый элемент задачи, даже, включая элементы игры. В этом процессе особенно важна роль поощрений. На начальном этапе важно награждать участников и поощрять их за успешные достижения, что повышает их мотивацию. Но при этом важно помнить, что самая ценная награда для детей — это их собственное умение и осознание достигнутых результатов.

Вторая стадия: Самостоятельное выполнение заданий

u7xutzs5hbvtu632voyk4uxnumrn0ocr.jpg

На второй стадии дети начинают выполнять задания самостоятельно, например, уборка территории, дежурство по палатам, построение на зарядку или оформление уголков.  Педагог лишь контролирует процесс и комментирует выполнение, но не вмешивается непосредственно в ход работы. Этот этап считается завершенным, когда большинство ребят осознают значимость данных действий и начинают поддерживать инициативу педагогов. К этому моменту большая часть отряда уже принимает на себя ответственность за жизнь в коллективе и самостоятельно следит за выполнением задач.

Третья стадия: Включение действий в систему

На третьей стадии дети начинают принимать самостоятельные решения, отвечая за более сложные и многогранные задачи, а также проявлять инициативу, решать проблемы и работать в команде. В этот период вожатые уже не ставят конкретных целей, а предлагают работать над комплексными задачами, где необходимо выбирать подходящие средства и методы для их решения. Именно такой подход помогает развивать навыки приобретения опыта организаторской деятельности для правильного принятия решений и ответственности за результаты работы. 

В детских лагерях самоуправление реализуется через советы, которые имеют разные направления организации деятельности.

  1. Совет командиров — собирается для обсуждения планов текущих и прошедших дней, подведения итогов, выявления недостатков и принятия мер по их устранению. Совет распределяет рабочие задания, а также координирует подготовку мероприятий. При планировании дня должны учитываться основные интересы всех членов коллектива

  2. Совет хранителей чистоты отряда — следит за поддержанием чистоты в разных частях, включая подготовку отрядного места. Каждый день они проводят осмотр территории, контролируют соблюдение правил личной гигиены и проведение дел по уборке, самым аккуратным ребятам выдают награды. Это формирует ответственность за содержание в чистоте личных вещей и поддержание порядка в своих комнатах.

  3. Совет физоргов — работает совместно с инструктором по физической культуре, отвечает за сохранение и укрепление здоровья, формирование правильного отношения к здоровому образу жизни, путем вовлечения их в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, осуществляет помощь в организации спортивных мероприятий, секций.

  4.  «Пресс-центр» — работает в области информирования о жизни лагеря в социальных сетях. Он занимается выпуском листовок, радиопередач о событиях в лагере, отряде, о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах. Также этот центр организует конкурсы, публикует информацию в стенгазетах о сменах, проводит социальные опросы среди участников, что позволяет получить мнение о проводимых мероприятиях.

  5. Дежком (Дежурный командир) — проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день

  6. Творческий совет дает возможность разработки сценария для мероприятий, чтобы ребята могли осуществлять собственные идеи и реализовать их, а также помогает развитию творческих проектов. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений. 

Таким образом, самоуправление дает детям возможность принимать собственные решения, составлять план работы, ставить цели и задачи, организовывать деятельность коллектива, позволяя ему работать более эффективно и слаженно.

Итоги

Самоуправление в детском лагере — это не просто формальный процесс, а важный инструмент воспитания личности и развития взаимодействия между подростками и взрослыми. Оно помогает детям планировать, контролировать и решать задачи вместе, укрепляя связи внутри коллектива.

Благодаря созданию советов (командиров, физоргов, творчества, пресс-центра) ребята учатся получать новые навыки, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Использование таких структур делает жизнь в лагере более организованной, а досуг — насыщенным и веселым.

Наиболее важное в самоуправлении — это представление возможностей для каждого ребенка: найти свою роль, войти в коллектив, проявить лидерские качества. Традиционные формы работы, такие как совместные сборы, вечерние мероприятия, спортивные соревнования и творческие проекты, помогают детям чувствовать себя частью команды.

Официальный статус представителя отряда или лагеря мотивирует ребят к активной деятельности, а контроль со стороны вожатых обеспечивает соответствующие условия для развития. Методическое сопровождение и доступные материалы помогают педагогам грамотно организовать процесс.

Таким образом, самоуправление в лагере — это не только игровых технологии, но и серьезная школа жизни, где дети учатся понимать ценность трудовых усилий, сотрудничества и самостоятельности. Здесь каждый может создать что-то полезное, проявить свои способности и полной мерой насладиться летнего отдыха!

Читайте также: