Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Из-за высокой возбудимости и гиперактивности у ребенка или подростка нарушается память, снижается концентрация внимания, уровень обучения и воспитания, влияющие на качество формирования личности. Такие дети часто отвлекаются, быстро переключаются на раздражители. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - гиперкинетическое расстройство, приводящее к проблемам социальной адаптации и нервно-психическим нарушениям, не влияющее на умственные способности ребёнка, но сильно мешающее учёбе, усидчивости. Заболевание никак не сказывается на интеллекте. По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей, причем риск развития СДВГ у мальчиков выше, чем у девочек почти в 3 раза.
Ребенок с СДВГ из-за эмоциональности, импульсивности и нетерпеливости испытывает трудности с контролем поведения, во время длительного чтения. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей.
СДВГ у ребёнка обычно диагностируется ещё в раннем детском возрасте, наиболее ярко СДВГ проявляется в 4-5 и 7 лет. Родители иногда списывают СДВГ на проявления характера, борются воспитательными методами, не консультируясь с врачом. Некоторые специалисты уверены, что отдельные симптомы СДВГ можно заметить у ребенка до 3 лет, это позволит быстрее начать лечение и своевременно скорректировать поведение гиперактивных детей.
О заболевании
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у ребенка – это сложная и многогранная проблема. Главная задача в случае подозрения на СДВГ – своевременная диагностика и коррекция. Обычно первые тревожные звонки наблюдаются в дошкольном возрасте, иногда даже в первые несколько месяцев жизни. Это может проявляться в чрезмерной подвижности, невозможности удерживать внимание на каком-либо предмете, проблемах в общении с одноклассниками и малой способностью к самоконтролю.
Диагностировать СДВГ должен квалифицированный доктор на основании комплекса неврологических и поведенческих особенностей. Важно понимать, что каждый случай СДВГ отличается, поэтому подход к коррекции будет индивидуален. В некоторых ситуациях может потребоваться медикаментозное воздействие, в других – лишь психологическая поддержка и разработка системы поведения и правил.
Родители детей с СДВГ часто сталкиваются с большим беспокойством и нагрузками. Им необходимо не просто читать статьи и советы, но и активно работать над изменением домашней обстановки, создавая структурированный и предсказуемый режим. Также важна работа над улучшением общения с ребенком, научиться уделять внимание деталям его поведения, и, возможно, изменить собственные методы воспитания.
Патогенез
Механизм возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности основан на задержке формирования биоритмов головного мозга из-за нарушения зрелости лобных отделов коры, возникших во время беременности. Вследствие нарушения обмена катехоламинов, частичной потери тормозных синапсов, дефектов образования функциональной специализации полушарий головного мозга ослабевает контроль за согласованностью различных отделов и структур головного мозга, участвующих в формировании памяти и интеллекта.
Разновидности СДВГ
Избыточная активность ребенка может быть самостоятельным заболеванием или сопровождается другими психическими расстройствами. С целью выявления гиперактивности у ребёнка применяются критерии по классификации DSM-IV.
Существуют следующие виды СДВГ:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности;
- смешанный вариант - –наиболее распространенный тип СДВГ, который сочетает симптомы нарушения внимания и признаки гиперактивности у ребенка. Характерны невнимательность, патологическое непослушание, агрессивное поведение, намеренное игнорирование просьб и несоблюдение установленных норм.
- импульсивный тип – самый редкий
Большинство проявлений СДВГ обостряются при стрессе, недостатке физической активности.
Симптомы СДВГ
СДВГ проявляется в зависимости от разновидности синдрома с ведущим нарушенным симптомом— импульсивность с гиперактивностью, дефицит внимания или всё вместе.
Проявления гиперактивности связаны с неусидчивостью, нарушением сна, неуместным желанием лазать, прыгать, бегать – ребенок постоянно находится в движении без определенной цели. Папам и мамам приходится тратить значительно больше сил, чтобы усмирить ребенка.
Проявления импульсивности выражены в необдуманных, нелогичных поступках и выплёскивании эмоций, в мгновенной реакции на любые события, в нетерпеливости, дети много говорят, часто перебивают других и встревают в разговор. Дети с СДВГ не могут. выполнять задачи взрослых, долго сидеть на месте, стоять в очереди, ищут возможность ее обхода, часто участвуют в драках, травмируют себя или окружающих.
Некоторые не могут признать себя проигравшем в игре, начинают капризничать или вести себя агрессивно, поэтому испытывают сложности во взаимодействии с ровесниками.
Проявления дефицита внимания характеризуются неспособностью ребёнка концентрироваться на неинтересных заданиях и доводить их до конца. Причем они могут спокойно играть, заниматься увлекательным, приятным делом, вызывающим интерес. Ребёнку мешают забывчивость, рассеянность - он часто теряет вещи. С возрастом гиперактивность и импульсивность менее заметны, но дефицит внимания сохраняется. В норме ребёнок некоторое время способен сосредоточиться даже на неинтересном или повседневном занятии. Когда 12-летний ребёнок не может удержать внимание 5–10 минут (что соответствует норме 3-летних детей), то у него дефицит внимания. Ребёнок бывает слишком упрямым, не слушает объяснений и призывов к послушанию, а также навязчивым с постоянными требованиями внимания, добивается желаемого, не терпит отказа. Гиперактивность, импульсивность и невнимательность встречаются практически у всех детей, только у здорового ребёнка менее выраженные эмоции проявляются реже и проходят легче. Он не способен сдержать чувства, не выделяясь поведением среди других детей. Поэтому очень важно родителям не допускать эмоционального истощения и рекомендуется вовремя обратиться к психологу или психотерапевту за помощью.
СДВГ проявляется:
- гиперактивностью;
- нарушением внимания;
- подергиванием мышц лица, гиперкинезами;
- эмоциональной лабильностью;
- нарушением слуха, чтения, зрительного восприятия, дети не могут обводить картинки, отличить часть от целого, рисовать, различать размеры и направления, плохо воспроизводят ритм;
- невротическими привычками — обкусыванием ногтей, сосанием пальца, киванием головой, наклонами туловища;
- заиканием.
Причины СДВГ
У ребёнка с СДВГ возникают проблемы с поведением из-за изменений в работы мозга. Выделяют две основные группы причин, влияющих на работу мозга: Генетическая предрасположенность —дети наследуют мутацию в генах, которые отвечают за обмен дофамина и норадреналина. Нейромедиаторы передают электрические импульсы клеткам мозга (нейронами). Неправильный обмен нейромедиаторов искажает сигналы и нарушает мозговую деятельность. Биологические факторы- употребление матерью алкоголя и психотропных веществ в период беременности, патологии в виде недоношенности, низкого веса новорождённого, травм мозга, кислородного голодания (гипоксии).
Факторы, усугубляющие состояние при СДВГ бывают:
- социальными из-за конфликтов родителей, ссор в семье, агрессивного поведения, алкоголизма родных, насилия, ударов, физического удержания на месте, телесных наказаний. В таких условиях у ребенка стирается грань между «хорошим» и «плохим» поведением, считая такой способ взаимоотношений нормальным, он применяет его к сверстникам, не сдерживая себя;
- психологическими из-за ругани, осуждения и критики ребенок становится закрытым, развивается низкая самооценка, пропадает мотивация меняться, обостряется раздражительность и агрессивное поведение;
- пищевыми из-за недостатка витаминов, макро- и микроэлементов, особенно магния, а также полиненасыщенных жирных кислот омега-3 для нормальной работы мозга.
Последствия
Осложнения СДВГ, вызванные влиянием окружающей среды связаны с
- плохой успеваемостью в школе;
- эмоциональными проблемами (низкой самооценкой, тревожностью, депрессией);
- социальными проблемами (отсутствием друзей);
- риском травмы;
- злоупотреблением алкоголя и психоактивных веществ.
Диагностика СДВГ
Поставить диагноз позволяет своевременное обращение в медицинский центр и запись на прием к неврологу или психиатру. Врач проводит опрос матери о течении перинатального развития, уточняет у пациента патологические признаки, условия проживания, наблюдает за поведением пациента психотерапевты используют разные методики с помощью дополнительных тестов, чтобы оценить двигательную функцию, рефлексы, координацию и чувствительность разных частей тела. При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться. Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования: клинический и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, допплерография.
Лечение СДВГ
Комплексные программы лечения составляются индивидуально – это позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе. Грамотно организованный курс лечения зависит от возраста ребенка, психологических особенностей организма, отношений внутри семьи.
Педагогические методики
Лечат СДВГ психотерапевтическими методиками. В ходе консультации с врачом родители учатся правильно вести себя, чтобы помочь ребенку контролировать действия и эмоции. Например, требуется давать точные специальные указания, поощрять, хвалить ребёнка за выполнение поручений дома. В ходе терапевтических бесед детский психолог учит пациентов в игровой форме самостоятельно контролировать себя и фокусировать внимание. Родителям следует устанавливать контакт с учителями, рекомендовать способы неагрессивного влияния на гиперактивных детей, помогать детям с выполнением домашних заданий. При тяжёлом СДВГ необходимо особое учебное заведение или обучение ребёнка по особой программе репетиторами с индивидуальным подходом.
Медикаментозная терапия
Если психотерапия неэффективна, то со школьного возраста назначают лекарства: ингибиторы обратного захвата норадреналина, антагонисты адренорецепторов для регулирования количества и обмена нейромедиаторов в мозге. При гиперактивности используются иные лекарственные препараты, направленные на торможение процессов в мозге.
Вспомогательные методы терапии
Пациентам с СДВГ рекомендовано правильное питание, соблюдение режима дня со сном не менее 8 часов в сутки, регулярная физическая активность для снятия симптомов гиперактивности у детей, а также отдых в детском оздоровительном лагере.
Реабилитация включает:
- массаж, в том числе подводный;
- занятия ЛФК;
- рефлекторные, пассивные, активные упражнения в воде, ванны с травяными настоями и отварами;
- кинезиотерапия;
- физиотерапевтические методы— тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Ратнера;
- общее ультрафиолетовое облучение;
- электросон;
- иглоукалывание.
Опытные врачи ДСОК «Жемчужина России» предлагают комплексный подход к здоровью. Медицинские программы включают полный спектр лечебных процедур, включая физиотерапию, массаж, ингаляции и диетотерапию. Более 50 специалистов 14 специальностей обеспечивают индивидуальный подход к здоровью и благополучию ребенка с СДВГ в период реабилитации. Курс процедур помогает уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
Прогноз. Профилактика
Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте, благодаря приспособлению мозга к особенностям обмена нейромедиаторов. Положительный прогноз зависит от хороших семейных взаимоотношений, своевременного прохождения психотерапии или лечения медикаментами, а также грамотного обучения педагогов. Рекомендации для родителей детей с СДВГ -провести организацию пространства детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Из-за сочетания СДВГ с психическими заболеваниями прогноз становится неблагоприятным.