Как приучить ребенка к порядку
В детстве мало кому нравится заниматься уборкой. Дети часто разбрасывают игрушки, не убирают кровать, оставляют на столе разные вещи, тинейджеры также устраивают в своей комнате бардак. Самостоятельная уборка ребенком своей комнаты — болезненная тема для многих родителей. Родители вынуждены закатывать глаза, драматично вздыхать, угрюмо смотреть. Многие родители считают, что ребенок много учится в школе, занимается спортом, музыкой и другими увлечениями, поэтому времени выполнять домашние дела у него не остается, но это неправильно – навыки ухода за собой и окружающим пространством просто необходимы. Чтобы ребенок самостоятельно убирал комнату, следует сразу приучать его к порядку. На первых порах результат уборки будет не совсем идеальным, однако никогда не переделывайте на глазах ребёнка, пусть даже плохо выполненную уборку.
Чистота и порядок — не одно и то же

Детский психолог, утверждает, что маленькие дети должны познавать окружающий мир пачкаться, размазывать краски, забираться по локоть в лужу, знакомясь с различными свойствами веществ и предметов. Убирать за собой годовалый ребенок еще не может, поэтому он наблюдает за родителями, перенимает поведение, радуется чистоте и красоте. Не стоит раздражаться, если ребёнок не собирает машинки или куклы, нужно просто помочь. Не нужны новые множественные действия, для поддержания чистоты терпеливые родители регулярно выполняют мероприятия, которые со временем становятся привычкой. Лучше давать малышу сначала простые задания, чтобы он мог легко и быстро справиться, превратив уборку в занимательную игру. Например, строительство большого гаража для машинок поможет собрать игрушки.
Дети в возрасте 2–3 лет часто упрямятся, ленятся, устраивают истерики, родители должны не заставлять детей, а без раздражения предложить вместе разобраться, для начала можно рассказать увлекательную историю, например, про бунт игрушек, ушедших от мальчика, который не убирал игрушки на свои места, и однажды ночью они от него ушли, а когда малыш исправился — вернулись. Трехгодовалые дети постепенно поддерживают чистоту в игровой форме. Желательно, чтобы уборка представляла завершенный процесс с регулярными действиями, оговоренными заранее. Следует уделить внимание куда именно складывать вещи, чтобы воцарилась не только чистота, но и удобный порядок, а ребенок четко представлял куда складывать вещи, детская мебель должна быть удобной для размещения разных игрушек. Уборка, чистота и порядок в детской комнате взаимосвязаны. Чистая комната без пыли способствует нормальному развитию ребенка. Беспорядок в доме вызывает стресс у ответственного ребенка. Чистота означает для любого человека одно и то же, а понятие порядка у каждого свой.
Развитие самостоятельности

Когда ребенок с 2 до 5 лет пытается повторять за родителями и выполняет посильную работу по дому, он становится самостоятельным, ответственным и более уверенным. Родителям надо последовательно обучать ребенка порядку, говорить о необходимости не оставлять разбросанные игрушки на полу, а аккуратно расставлять на полке. Когда дети подрастают, важно чтобы было удобно поддерживать порядок, особенно в соответствии с собственными представлениями и правилами, например, перемещая вещи с полки на комод. Совместная домашняя работа полезна для становления личности. Например, после еды можно вместе мыть посуду. Предоставление самостоятельности необходимо, чтобы ребенок смог освоить навыки уборки, потому что он привык исполнять только совместные действия. Для этого помогает разделение обязанностей, ребенок начинает сам убирать, когда поймет, что помогает маме и экономит время для интересных совместных занятий. Однако каждому ребенку нужен свой подход, чтобы найти понятные доводы.
Что такое порядок и как его поддерживать

Порядок связан с собственным местом каждой вещи для быстрого нахождения и удобного пользования. Основная составляющая порядка - организация пространства с достаточным количеством ящиков и коробок для игрушек и вещей. Прежде чем требовать идеальной чистоты, надо определить последовательность основных этапов для упрощения регулярного процесса уборки раскиданной одежды или возвращения игрушек на свои места, например, по вечерам, перед сном. Обустроить шкаф или полку в нем, чтобы ребенок мог сам подходить и выбирать одежду, а потом аккуратно складывать ее обратно.
Работа по дому

Родители часто выполняют работу по дому, жалея детей и проявляя излишнюю мягкость. А когда дети вырастают, то не хотят наводить порядок. Поэтому нужно думать о мотивах такого поведения детей. Потому что те же самые дети в детском саду могут собирать книги, а дома отказываться. Важно понять причины такого поведения. иногда проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать. Лучше составить определенный список, включающий повседневные обязанности для ежедневного самостоятельного выполнения, а не в качестве наказания. Всегда наводите порядок, чтобы было приятно и уютно находиться в доме, а не потому, что «гости придут».
Когда ребенок вырос, родителям стоит отказаться от выполнения его обязанностей. Если дочь или сын не хотят собрать вещи для стирки, тогда будут вынуждены носить грязные. Особенным стимулом является личный пример, желание пригласить гостей или обновить интерьер -совместный подбор новых занавесок, бра, покрывала на кровать. Чем больше любимых вещей, тем больше ребенку хочется, чтобы они были заметны и не терялись в беспорядке. Такой стимул помогает создать индивидуальный интерьер. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой тинейджеру просто необходимы родительская поддержка и понимание.
Зачем приучать ребенка к порядку

Процесс поддержания порядка — важен для:
- Увеличения самостоятельности и ответственности.
- Улучшения внимания и способности к обучению.
- Установления приоритетов, организации планирования.
- Воспитание самоуважения.
- Уменьшения стресса и повышения благополучия
Поддержание порядка помогает успешно адаптироваться в обществе и полноценно развиваться, приобретая важные навыки и привычки, влияющие на жизнь ребенка.
Психологические советы поддержания порядка

- Создать привычку ежедневного наведения порядка.
- Вовлечь в процесс распределения вещей и организации личного пространства.
- Использовать игровой подход, чтобы вызвать интерес к уборке комнаты.
- Поддерживать мотивацию и повышать самооценку.
- Быть хорошим примером для ребенка в поддержании порядка личных вещей -ребенок смотрит на поведение, а не на слова.
- Постепенно наращивать объем задач.
- Вовлекать в общие семейные дела для понимания значимости порядка.
- Установить четкие последовательные правила по наведению порядка.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка во время приучения к порядку.
- Распределить обязанности поддержания чистоты между всеми членами семьи.
- Напоминать об уборке с помощью списка дел или расписания.
- Обсуждать с ребенком успехи и трудности для улучшения порядка и совершенствования навыков.
Порядок создает комфортные условия, развивает самоорганизацию и улучшает выполнение других задач.
Если говорить про подростковый возраст, то отказ следить за порядком идет в комплексе с другими проблемами. Подросткам нужно больше независимости и индивидуальности. Но важно чтобы взрослая свобода неразрывно соединялась с чувством взрослой ответственности, выполнения основных правил в доме. Подросток должен понимать, что уважение не бывает односторонним. С одной стороны, взрослые устанавливают некоторые стандарты и требования, а с другой предоставляют тинейджеру больше возможностей для самовыражения. Такой подход конечно улучшит семейные отношения, в том числе в вопросах поддержания чистоты в доме.
Выбираем самое важное
Если речь идет о подростках, которые через несколько лет будут жить самостоятельно, то следует обсудить какую домашнюю работу он будет делать, придумать план уборки с конкретными целями и обязанностями, обдумать разумные последствия невыполнения. Например, пользование интернетом на час раньше, уменьшение финансирования, установление времени возвращения домой с гуляния. Можно предложить подростку способ уборки его комнаты специально приглашенным человеком за оплату из карманных денег нарушителя. этот способ отлично работает со всеми возрастами. Пусть подросток снимает видео о том, как быстро убрать комнату, а потом выкладывает в Ютуб, главное заинтересовать ребенка. Помимо уборки можно попросить выполнять минимальные стандарты гигиены каждый день: чистка зубов, принятие душа и смена чистой одежды с последствиями в случае нарушения в виде ограничения свободы или штрафа. Давая два раза в неделю подростку задание, необходимо определить крайний срок и позволить сделать по-своему, не указывая с чего начинать в первую очередь. Важно помнить, что с помощью высмеиваний, унижений обзывания только теряется время и возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Для стимулирования лучше хвалить и поощрять. Нужно уважать индивидуальность подростков и объяснить, что аккуратное поведение и самостоятельная организация порядка, поможет во время создания собственной семьи. Таким образом можно достичь очень многого, благодаря серьезному отношению, разумным договоренностям и терпению.
Советы психологов
Чтобы приучить ребенка к порядку, важно понимать психологию его восприятия и развития. В первую очередь, это связано с общением и взаимодействием в семье. Когда ребенок видит, как взрослые убираются, складывают вещи, и делают это с радостью и любовью, он тоже начинает чувствовать важность и необходимость этих действий. Родители должны быть моделью для подражания, показывая, как правильно и почему важно поддерживать чистоту и порядок.
Формирование привычки к порядку – это часть образовательного процесса, который начинается дома и продолжается в школьном возрасте. Включение ребенка в деятельность по уборке, например, предложение ему помыть посуду или сложить игрушки, позволяет ему чувствовать себя вовлеченным и значимым в этом процессе. Рекомендуется принимать участие в уборке вместе с ребенком, показывая, как это делается, и объясняя, почему это важно.
Ритуалы и система поощрений тоже играют важную роль. Установление небольших целей и поощрений за их достижение помогает ребенку получать радость от процесса уборки и воспитывает ответственность. Например, можно создать игру, где каждый этап уборки – это шаг к достижению какой-то награды или похвалы.
Очень важно, чтобы процесс уборки не ассоциировался у ребенка с чем-то негативным. Необходимо избегать строгих наказаний за хаос или беспорядок, а вместо этого подходить к этому моменту как к возможности научить что-то новое и полезное для будущего.
В общем, методика прививания любви к порядку основывается на примере взрослых, включении ребенка в процесс, систематическом обучении и поощрении.